Первые журналы о воспитании, их роль в решении проблем воспитания подрастающего поколения и развитии общества в 19-20 вв
   Сегодня, в рамках проведения Методической недели,  мы предлагаем вашему вниманию библиографический обзор «Первые журналы о воспитании, их роль в решении проблем воспитания подрастающего поколения и развитии общества в 19-20вв», целью которого является активизация интереса к проблеме  развития педагогической мысли 19-начала 20 века, в том числе,  возникновения педагогической периодики.

  Отечественная педагогическая периодика имеет долгую и сложную историю. Существующие сегодня разные педагогические журналы - результат длительного периода развития, начало которому было положено в XIX веке. Какими же были первые журналы, посвященные проблемам воспитания?
     Один из первых отечественных педагогических журналов назывался «Журнал для воспитания» и выходил под редакцией А.А. Чумикова в 1857-1863 гг. В это время Россия только оправлялась после поражения в Крымской войне. Российскому обществу стало ясно, что нужны существенные изменения во всех сферах, в том числе в образовании. О необходимости пересмотра подхода к воспитанию юношества ярко высказался выдающийся ученый, знаменитый хирург, участник Крымской кампании Н.И. Пирогов в своей статье «Вопросы жизни», опубликованной в «Морском сборнике» за 1856 год.
     В противоположность бытовавшему в то время представлению об образовании как воспроизводстве сословно-профессиональной структуры общества Н. И. Пирогов выдвинул идею о необходимости воспитания человека. Главная мысль статьи была выражена Н. И. Пироговым в эпиграфе:
« - К чему вы подготовите вашего сына? - кто-то спросил меня.
-  Быть человеком, - отвечал я.
- Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?»
     Необходимость общечеловеческого воспитания была показана Пироговым в статье так ярко, что «Вопросы жизни» стали настоящим событием, которое подтолкнуло  общество заняться проблемами воспитания.
    Создание «Журнала для воспитания» было задумано задолго до выхода этой статьи. Но в царствование Николая I добиться издания педагогического журнала было практически невозможно. Кроме официального издания Министерства народного просвещения, из педагогических изданий выходил только «Педагогический журнал», издаваемый А. Ободовским, Е. Гугелем и П. Гурьевым в 1833 - 1834 г.г.
     Проводилась государственная политика, направленная на ограничение числа изданий. Николай I считал, что «дешевых, простонародных журналов» выходит «и без того много». Тем не менее, будущий создатель «Журнала для воспитания» А.А. Чумиков осмелился обратиться в 1840-х годах с просьбой о выпуске издания. Разрешение не было получено, и целое десятилетие
А.А. Чумиков продолжал хлопотать. В октябре 1856 г. он, подавая в очередной раз прошение о разрешении издавать журнал, писал: «Не одна душа человеческая погибла в руках неопытного воспитателя. Многие из этих тружеников едва знают, что есть целая наука воспитания; что подобно другим знаниям воспитание также имеет свою историю; что опыты их предшественников не потеряны для потомства». Старания Чумикова завершились успехом, и в 1857 г. выходит первый номер «Журнала для воспитания».
      Этот журнал дал толчок к созданию еще одного педагогического журнала. Вот как об этом вспоминал сам А.А. Чумиков: «Задумав издавать педагогический журнал, я в конце 1856 г. пригласил Н.А. Вышнеградского, как профессора педагогики, участвовать своими трудами в моем издании. На это он мне ответил, что он сомневается в настоятельности и успехе у нас педагогического издания,  что, впрочем, поразмыслит и в скором времени сообщит о своем решении. В тщетном ожидании обещанного ответа я, между тем, узнал, что в Главное Правление Цензуры поступило прошение Н.А. Вышнеградского о дозволении ему издавать «Педагогический Вестник».
      Так Россия неожиданно получила еще один педагогический журнал. Но «Русский педагогический вестник», выходивший в 1857-1861 гг., не смог стать столь же влиятельным изданием, как «Журнал для воспитания».
      К участию в создании своего журнала А.А. Чумиков привлек лучших педагогов того времени. Его сотрудниками были известные деятели  просвещения К.Д. Ушинский, И.И. Паульсон, Н.X. Вессель и даже известный критик Н.А. Добролюбов. Именно на страницах «Воспитания» впервые появились статьи К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы».
      Главной задачей журнала А.А. Чумиков поставил «способствовать успеху на поле воспитания, служить органом истинного просвещения и распространения здравых понятий в кругу образованного юношества».
     Нельзя не сказать несколько слов о личности издателя и одновременно редактора журнала. Окончив курс в Санкт-Петербургском университете, А.А. Чумиков преподавал в Николаевском сиротском институте русский и немецкий языки, историю. Для преподавания в институте он составил сборники «Первоначальное чтение» и «Этнографический сборник истории и культуры древних родов». Интересно, что А.А. Чумиков придерживался  радикальных демократических взглядов. Он был хорошо знаком  с Н.Г. Чернышевским и И.Герценом, с последним состоял в переписке. В 1855-1856 гг. во время Крымской войны А.А. Чумиков возглавил дружину ополченцев.
      Значение «Журнала для воспитания» трудно переоценить.  Из него педагог мог получать информацию о выходящих книгах, познакомиться с разными мнениями, новыми тенденциями в преподавании,  внимание уделялось в журнале критическому отделу. В нем  проводился   анализ учебной или педагогической литературы, давались обзоры отечественной и  иностранной детской литературы, преимущественно немецкой,   детских журналов.
      Воспитание характера А. Чумиков ставил на первый план и много места отводил статьям по психологии. По оценке современников, направление журнала вполне соответствовало просветительным идеям времени.
      Первый номер журнала открывается статьей выдающегося деятеля отечественного просвещения Редкина «Что такое воспитание?», где автор пишет о значении воспитания в жизни каждого человека и всего общества. «Воспитанность, - с горечью заявляет он, - часто понимается как умение вести себя в свете. Для девушки - воспитание - это дорога к удачному замужеству, для юношей - положение и связи». Автор противопоставляет подобным взглядам идею о воспитании глубоко нравственного человека:
 « К сожалению, даже родители порой желают видеть детей не столько воспитанными, сколько хорошо пристроенными. Их вклад в процесс воспитания, часто понимается не как собственные труды и заботы о детях, а как деньги, затраченные на сына или дочь. Многие считают родительский долг выполненным, если наблюдают за школьными оценками. В результате часто нравственность является только наружным соблюдением всех требований общества, а религиозность представляется лицемерной набожностью и показной благотворительностью».
      Обозначив свою цель как способствование успехам истинного воспитания, журнал поднимает на своих страницах вопросы «Как воспитать правдивость в детях?», «Кого можно считать идеальным воспитателем?» «Какое детское чтение можно считать полезным?», «Как исправить нравственно испорченного ребенка?» и многие другие.
     Журнал выходил ежемесячно, годовая подписка стоила 6 руб. 50 коп, в Санкт-Петербурге и Москве, для иногородних - 8 руб. Насколько доступен был журнал? Годовой заработок учителя среднего заведения при 30 часовых уроках (!) в неделю в то время составлял около 1500 руб. Траты (на комнату с прислугой, одежду и питание, свечи и письменные принадлежности, извозчиков и стирку белья и т. д.) в среднем выливались в сумму 1 100 руб. в год для холостого учителя. Если же у учителя были дети, то оставшиеся деньги должны были поглотить расходы на школу и школьные принадлежности.         
    Учителям приходилось экономить: многие предпочитали не выписывать журнал, а пользоваться библиотекой на службе, поэтому учебные заведения становились основными подписчиками. Определенную долю подписчиков составляли родители и лица, интересующиеся проблемами воспитания, например священнослужители.
    Издавать журнал было чрезвычайно трудно.  Своевременный выход книжки журнала зависел от самых заурядных мелочей, в частности от плохой дороги, которая мешала к сроку доставить бумагу. Сложно было вовремя обеспечивать доставку журнала подписчикам, что вызывало нарекания. Редакция постоянно извинялась перед читателями за несвоевременное получение журнала из-за плохой работы почтового департамента.
     Число подписчиков постепенно падало. В первый год издания (1857) журнал имел 1 100 подписчиков. В 1863 г., последний год издания, подписчиков осталось меньше половины. А.А.Чумиков передает издательскую часть своему помощнику Ф.Ф. Кейзеру, сам занимается только редакторской работой. Но это лишь ненадолго продлило жизнь журналу. В итоге, как напишет Чумиков в своей прощальной статье: «Наша энергия и вера в сочувствие публики и пользу нашей деятельности уже надломаны... и нам ничего более не остается, как безропотно удалиться с педагогической арены... При таком ограниченном числе подписчиков... продолжать издание... оказывается делом невозможным», и в 1864 г. Чумиков прекращает свою деятельность по изданию журнала.
     Ф.Ф. Кейзер, воспитатель и преподаватель 4-й московской гимназии, пытался наладить издание педагогического журнала под названием «Журнал для родителей и наставников». Он планировал выпускать 2 номера в месяц. Журнал Кейзера просуществовал всего один год.
     Другим периодическим изданием XIX века, освещавшим вопросы воспитания, был журнал «Воспитание и обучение». Этот журнал никогда не являлся «звездой» педагогической журналистики и оставался в тени, но при этом смог просуществовать довольно долго.
      «Воспитание и обучение» был создан на основе журнала «Детский сад» (1866-1876), первого отечественного издания, посвященного вопросам дошкольного воспитания. Его издатель-редактор Аделаида Семеновна Симонович являлась одним из самых активных пропагандистов детских садов в России. Особое внимание в журнале  уделялялось эстетическому воспитанию малышей. Недаром, племянник А.С. Симонович - В.А. Серов и ее дочери стали художниками. Шедевр русского искусства, картина Серова «Девушка, освещенная солнцем», - это портрет Маши Симонович, дочери Аделаиды Семеновны. Однако, редактору-издательнице «Детского сада» не удалось сформировать вокруг журнала круг единомышленников. Статьи в нем принадлежали главным образом самой издательнице.
     В 1869 г. А.С. Симонович в связи с переездом вынуждена была передать издание журнала Елизавете Бороздиной. Но в действительности журнал перешел под деятельное руководство М.К. Цебриковой (1835-1917). Мария Константиновна была выдающейся женщиной своего времени. Она родилась в семье старшего адъютанта при штабе Кронштадтского порта К.Р. Цебрикова, дослужившегося в 1855 г. до генеральских погон. Воспитывалась под руководством дяди, декабриста Н.Р. Цебрикова.
     Мария Константиновна рано начала публиковать свои сочинения в педагогических изданиях, была сотрудницей некрасовских «Отечественных записок». Печаталась под псевдонимом М. Артемьева. Придерживаясь взглядов революционных демократов, Цебрикова видела смысл жизни в служении народу. Ее рассказ «Дедушка Егор» активно распространялся народниками. Будучи человеком активной жизненной позиции, она в 1889 г. опубликовала открытое письмо императору Александру III, в котором содержалась критика российской системы образования.  За это письмо она была сослана в Вологодскую губернию. Даже кратких биографических сведений достаточно для того, чтобы понять, что  Мария Константиновна была женщина энергичная, принципиальная, талантливая. |Эти качества проявились в полной мере, когда   Цебрикова   взяла в свои руки руководство педагогическим журналом. Встав во главе издания,   М.К. Цебрикова   расширяет программу. «Цель нашего журнала  - улучшение домашнего и общественного воспитания всех сословий».  Несмотря на такое заявление, издание некоторое время продолжает выходить под названием «Детский сад» и лишь с 1877 г. становится «Воспитанием и обучением», что полностью отражает его направление. На страницах журнала Цебрикова поднимала актуальные вопросы воспитания: взаимосвязь школы и семьи, проблемы становления дисциплины коллективе, развитие творческой индивидуальности ребенка, его творческих способностей и др. В духе времени Цебрикова считала, что ребенок обязательно должен воспитываться в коллективе.
     Наряду с проблемами воспитания журнал ставил перед читателем многие социальные проблемы: бедности и богатства, унижения обездоленных и несовершенства российских законов. Со стороны властей это вызывало определенную настороженность.  Каждый номер журнала придирчиво изучался цензурой, и треть статей запрещалась к печати.
     1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II, что вызвало целый ряд ограничительных мер, в том числе усиление контроля над периодической печатью. В конце 18881 г. М.К. Цебрикова вынуждена была продать право на издание журнала Екатерине Алексеевне Сысоевой (1829-1893).
     Е.А. Сысоева с энтузиазмом принялась за устройство журнала. Будучи весьма образованной женщиной для своего времени, она сама много писала и переводила для детей. Закончив с золотой медалью Екатерининский институт, Екатерина Алексеевна вышла замуж, но не замкнулась в семье. Образование, полученное в институте, ее не удовлетворяло, и она усиленно занялась пополнением его, изучала иностранные языки, педагогику, музыку. Постоянно сотрудничала в ряде журналов: «Дело», «Военный сборник», «Живописное обозрение», «Северный вестник», «Семейные вечера», «Журнал для детей».
     Екатерина Алексеевна внесла серьезные изменения в «Воспитание и обучение». Прежде всего, издательница старается избегать социальных проблем. Затем она делит журнал на две части. Первая, главная, «Родник», стала детским журналом, вторая, «Воспитание и обучение», - педагогическим листком. Подписаться на «Воспитание и обучение» можно было за два рубля, а при условии подписки на журнал «Родник» - за один рубль. «Воспитание и обучение» стало, по сути, приложением. В то же время нельзя не отметить, что именно здесь регулярно публиковались весьма интересные протоколы заседания родительского кружка, в котором принимали участие П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, С.И. Шохор-Троцкий.
     После смерти Е. А. Сысоевой в 1893 г. руководство журналом «Воспитание и обучение» перешло к ее племяннику, артиллерийскому полковнику А.Н. Альмедингену, который уже исполнял обязанности редактора. Альмединген получил военное образование: учился в Константиновском военном училище и Военно-юридической академии, затем служил в Главном артиллерийском управлении. Но основным в жизни Алексея Николаевича стала просветительская деятельность. Он, интересуясь вопросами воспитания, все свободное время отдавал журналам. В дополнение к «Роднику» издатель создал журнал для сельских школ «Солнышко». К сотрудничеству в своих журналах издатель привлек В. П. Авенариуса, В. М. Гаршина,  Д.В. Григоровича, А.И. Куприна, Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.М. Пришвина, К. М. Станюковича и др.
     Современники отмечали деятельную, кипучую энергию Алексея Николаевича, умение доводить до конца все начинания, редкую работоспособность.
     После смерти А.Н. Альмедингена журнал редактируют и издают его дочери - Наталья и Татьяна. «Воспитание и обучение» выходит до 1917 года. Тяжелое положение в стране вынудило его закрыть.
     В 1917-1918 гг. перестали существовать практически все дореволюционные издания. Но сестры продолжили свою литературно-педагогическую деятельность. Татьяна Алексеевна в 1919 г. выпускает сборник своих сочинений (прожила она до 1942 г.). А Наталья Алексеевна стала ученым, профессором, в 1923-1924 гг. она являлась ректором Петроградского института дошкольного образования, в 1925-1929 гг. заведовала кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. Герцена (скончалась в 1943 г.).
     Советские исследователи достаточно критично отнеслись к «Воспитанию и обучению». Вот какая характеристика была дана журналу в 1945 г.: «В семье не без урода» - говорит русская пословица. Среди журналов попадались малоизвестные издания, вроде «Воспитания и обучения»... Это был один из тощих журналов, как в количественном, так и в качественном отношении». Несмотря на критику, журнал сыграл свою роль в решении проблем воспитания на тот период развития общества.
     Еще одним журналом конца XIX  начала XX века, посвященным проблемам воспитания, был «Вестник воспитания» (1890-1917), научно-популярный журнал для родителей и воспитателей. Его создателем стал Егор Арсеньевич Покровский (1834-1895), известный ученый, врач, педагог, который являл собой пример человека, который сам пробил себе дорогу в жизни. Он вырос в большой семье сельского священника, уже в14 лет был отдан в Тверское духовное училище. Перед окончанием курса потерял отца и вынужден был заботиться о средствах к существованию, продолжал учебу, одновременно занимаясь репетиторством, чтобы помочь семье. В 1855 г. Покровский становится студентом Московского университета. Благодаря материальной поддержке товарищей он смог окончить курс и поступил ординатором московскую детскую больницу, где  с перерывами проработал фактически жизнь. После защиты диссертации Покровский в 1874 г. был назначен главным доктором этой больницы.  Являясь детским врачом, Егор Арсеньевич живо интересовался вопросами воспитания. Он видел в правильном воспитании залог благополучия  детей, родителей и общества в целом. «Обыкновенно думают, только судьба детей зависит от родителей, но не наоборот. Между тем, на самом деле судьбы родителей тесно связаны с судьбой детей».
      Нравственное здоровье представлялось Покровскому во многом залогом здоровья физического, и именно с целью - связать воспитание души и тела он и организовал новый педагогический журнал.
  Е.А. Покровский, так писал В ПРЕДИСЛОВИИ К своему изданию: «Специально педагогических и специально медицинских журналов у нас много, но до сих пор у нас не было органа, служащего связью между педагогами и врачами, из которого те и другие могли бы почерпнуть каждый для себя сведения, касающиеся воспитания детей».
      В журнале особое внимание уделялось статьям по гигиене, психологии, физическому воспитанию, психическим расстройствам детей.
     Журнал ратовал за народность отечественной школы. «Из английской, германской, французской классической школы выходит цвет английской, германской, французской нации; точно так же и из русской классической школы должны выходить русские, получившие здоровое русское национальное воспитание», - читаем в журнале. «Вестник воспитания» не давал готовых рецептов. Поиски истины, самое добросовестное стремление к разъяснению того или другого вопроса, а не провозглашение абсолютных правил, - вот задачи, которые ставил перед собой журнал.
Издание состояло из следующих разделов.
1. Оригинальные статьи,
2. Критика и библиография.
3. Мелкие сообщения.
4. Хроника.
5. Приложения.
     Основными подписчиками журнала были матери (48%), педагоги (22%), врачи (15%), духовенство (4%). «Вестник воспитания» был предназначен не столько для педагогов, сколько для родителей. Здесь они могли ознакомиться с новыми идеями, получить ответы на волнующие вопросы: как укреплять здоровье ребенка, в чем вред алкоголизма, как бороться с заразными болезнями и т. п. Журнал не только поднимал теоретические вопросы, но и давал много практических советов. Он выступал против переутомления учащихся, в качестве одного из способов борьбы с ним советовал прерывать уроки физическими упражнениями.
    Мы познакомились с первыми журналами, которые поднимали проблемы  воспитания и пытались дать рекомендации по их разрешению.
   Напомню, что сегодня издаётся огромное количество журналов и газет, посвящённых вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Среди них: «Воспитание школьников», «Дошкольное воспитание», «Дополнительное образование и воспитание», «Шкільний світ», «Позакласний час», «Позашкілля», «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Этическое воспитание», «Виховна робота в школі» и многие другие. С интересными, познавательными статьями по вопросам воспитания и образования детей и подростков, которые опубликованы  в них можно познакомиться в научной педагогической библиотеке или же обратиться за материалами к методистам.
     

Категорія: Школа педмастерства | Додав: drNata (20.10.2011) | Автор: Каминецкая Т.Г.
Переглядів: 2794 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Відділ художньо-естетичного виховання
Відділ технічної творчості, туризму та краєзнавства
Відділ декоративно-ужиткового та образотворчого мистецтва
Відділ організаційно-масової роботи
Відділ методичної роботи